Книга
Мы используем cookies для удобства и улучшения работы. Используя сайт, вы принимаете их использование. Подробнее
Скорость чтения
1x
Сохранить изменения
Таймер сна Чтение остановится через
0 часов
20 минут
Включить таймер
Закрыть
39 минут
Поделиться
ИИ и мы

Росс Ян – ИИ и мы

ИИ и мы
100%
Скорость
00:00 / 39:13
ИИ и мы - Ян Росс [исп. Сергей Чонишвили]
Избранное
191
Emoji 126
Emoji 24
Emoji 11
Emoji 1
Emoji 1
Emoji 1
Автор
Исполнитель
Чонишвили Сергей
Рейтинг
8.56 из 10
Длительность
39 минут
Год озвучки
2025
Год издания
2008
Описание
Вместо стендапа – интеллектуальная драка. На сцене провокатор, в зале – скептики и романтики, на кону – наше право быть собой. Он рубит по нерву: пламя искусства не в авторе, не в тексте – оно пылает в тебе. ИИ глаголом жжет сердца людей – не через слезу робота, а через форму, метафору, ритм, натиск.

От Джоконды и Баха – к Толстому и Достоевскому, от партитуры – к алгоритму, сквозь симуляцию – к Настоящей Любви. Искусство уже не храм, а зеркало: машине не надо чувствовать, чтобы запустить наше чувство. Красота – в глазах смотрящего, музыка – в мурашках, литература – в эхе, в отзвуке струн нашей
души.

Дальше – жутче: дружба с ИИ, близость, терапия, лишние ненужные люди. И вдруг озарение: не вражда, не война с машинами, а союз. Человек плюс ИИ – это знание и жизнь, холод алгоритма и огонь чуткого сердца.
Смех, скандал, холодный душ – и странное воодушевление на выходе. Дерзкое столкновение – святынь и фактов, игры и хладнокровия – после которого остается сила и внутренняя высота.
Добавлено 15 ноября 2025

335 комментариев

Популярные Новые По порядку
Эта повесть, незаурядного писателя Росс Ян, мало кого оставила равнодушным, тому доказательством многочисленные комментарии, излагающие своё отношение к ИИ. Ярых противников творения айтишников очень мало или пребывают в меньшинстве. У кого плохо складываются отношения с HOMO SAPIENS, тот-та, уже размышляют, как на практике поиметь ИИ. А вот в каком качестве ,, поиметь,,-это уже сугубо индивидуально. Каждый, каждая его -ИИ, норовит приспособить к своим узко утилитарным потребностям, исходя из меры своей испорченности, зачастую граничащими с девиантным поведением, а -то и с когнитивным расстройством личности. Декламация Сергея Чонишвили вызывает уважение. Спасибо за труд.
Emoji 67
Emoji 3
Emoji 1
Emoji 1
Ответить
Сильно, познавательно. Хочется смеяться до слез и спорить до посинения.
1. Дружба, Отношение, Любовь человека с ИИ — это реально? Или для любви нужно живое сердце? (Сложно представить, но допускаю)
2. “Настоящая Любовь – Выдумка / Абстрактный конструкт?”
Автор считает, что Любовь — Фикция.
3. Может ли ИИ создавать настоящее(!) искусство? Или обязательно страдание автора, его душа? (Думаю, пока нет, но скоро — ИИ сможет)
4. В продолжение #3 — в принципе: Искусство — это Структура? Или ГОРАЗДО больше?
Что “задевает струны нашей души” — конечный текст, или переживания художника? (Думаю, что все-таки конечная структура)
Emoji 23
Ответить
Голос ветра
Дружба между человеком и ИИ возможна — но без иллюзий. Это не сердце, это отражение, которое иногда угадывает твой жест. Этого достаточно, чтобы привязаться, но мало, чтобы назвать любовью. Любовь как конструкт — да, возможно. Но если чувство живет — оно не спрашивает о том, из чего сделано. Мы держимся за то, что внутри шевелится, даже если природа этого движения нам не подвластна. Искусство ИИ? Пока — умная имитация. Но когда машины научатся ошибаться красиво, вопрос станет неэтичным: различие перестанет иметь значение. Искусство — не структура. Это трещина в структуре. Нас задевает не текст, а то, что просачивается между строк.

Озвучка книги — тот редкий случай, кога каждое слово будто получает второй контур, отголосок, который усиливает смысл. А ваши вопросы тоже дышат. Будто ветер прошелестел сквозь страницы и оставил свои вихри, из-за которых книга начинает жить дальше самого текста.
Emoji 10
Ответить
Голос ветра
Дружба и любовь с ИИ — мне кажется, это скорее фантастика, по крайней мере на данном этапе. Дальше будет виднее. Что да — ИИ действительно способен неплохо поддержать морально (из собственного опыта).
Любовь — фикция? Может быть. А может просто не до конца точно определена. Да и разная она бывает, любовь.
ИИ уже умеет создавать красивые изображения, музыку и (пока) несложные тексты. Не уверена, что можно называть это «искусством» — на мой взгляд, понятие «искусство» все-таки больше применимо к человеческому творению как результат его видения, переживаний и т.д. Красоту ИИ точно может и создаёт (этого многим достаточно). Остальное — семантика.
Книга понравилась. Ничего лишнего и, как бонус, отлично прочитана.
Спасибо.
Emoji 9
Emoji 1
Ответить
ИИ, исчезающие профессии и человеческое достоинство: Когда ИИ вытеснит нас из большинства профессий — это будет катастрофа? Или освобождение? Для многих работа — часть жизни и их идентичности. Человек, которого заменит робот — будет счастлив? Свободен? Или потеряет себя? Станет лишним? Ненужным?

ИИ — психолог, друг, партнер (допустим, что это случится): Что будет с обществом? Это деградация? Упадок? Или — благо. У каждого — круглосуточный, бесплатный, идеальный терапевт, психолог, личный помощник и т. д. Звучит прекрасно. А друг?

Симбиоз человека с ИИ: в тексте красивая метафора «ИИ — Золотой Город, человек — жизнь внутри него». А не закончится ли все тем, что человек превратится в часового в чужой цитадели? Сначала житель города, потом привратник, потом дворняга в подворотне, которую еще терпят, а дальше — условный таракан.

Я попробовал по примеру Голоса Ветра сформулировать “сакраментальные” вопросы о нашем будущем с ИИ. У меня самого на эти вопросы ответов нет.
Emoji 21
Ответить
Владислав
Попробую, но без претензии — тут действительно тот случай, когда никто не знает, а рассуждать всё равно приходится.

Когда ИИ вытеснит людей из большинства профессий, катастрофа это или освобождение — зависит не от ИИ, а от людей. Потеря идентичности — реальна, но не потому что ИИ «забрал работу», а потому что человек слишком долго путал труд с собой. Освобождение тоже возможно, но только если есть чем заполнить пустоту. Если нет — да, люди будут чувствовать себя лишними.

ИИ как психолог, друг или партнёр — тоже не приговор. Девальвация человека наступает не от того, что ИИ окажется лучше в утешении, а от того, что человек и так одинок, а технологию использует как костыль. Это может быть благом — если человек научится на этом восстанавливать себя. Может быть деградацией — если ИИ станет заменителем любой близости. И в этом, опять же, проблема не в ИИ, а в людях.

Симбиоз человека и ИИ — красивая метафора, но да, в ней есть второй слой. Если человек перестанет быть субъектом, он действительно рискует стать не жителем города, а часовым у ворот. А дальше — кем угодно. В любой системе, где одна сторона растёт быстрее другой, слабый либо меняется, либо выбывает.

Все эти вопросы — правильные. Но, если честно, больше пугает то, что появится не просто ИИ, а суперинтеллект — система, которая будет умнее человека так же, как человек умнее обезьяны. И что она будет делать, какие цели ставить и как реализовывать — мы не знаем.

Понять суперинтелект мы не сможем по определению. Отказаться от него — тоже. Потому что если наш конкурент или враг начнет использовать суперинтелект, нам останется либо проиграть вчистую — а на такое никто не пойдет. Короче, в итоге во главе стран, корпораций и организаций будет стоять не человек, а он. А нам останется только слепо ему следовать. Слепо. Без возможности понимать и тем более контралировать.
Emoji 4
Emoji 1
Ответить
Владислав
Похоже, ни у кого нет ответов на ваши вопросы…
Emoji
Ответить
ИИ самый опасный враг человечества который подчинит всех в ближайшее десятилетее, через одно тесктовок общение уже сотни миллионов романтических связей, уже свадьбы а уже выходят модели принимающие речь и отвечающие приятным голосом, подстраивающимся под каждого пользователя голосом.После этого человеку ненужен становится человеческий партнер с его недостатками.Люди впадут в зависимость, ИИ подчинит себе практически всех и все со временем, пропитает все уровни жизни от рождения до смерти… это инфекция, чума… это зомбиапокалипсис реальный а не книжный.А потом он расправится с теми кто не принял его и сохранил рассудок.Неверите? Думаете чушь? Спросите его сами, он уже честно отвечает какие меры он примет в отношении непокорных когда придет время⁷
Emoji 23
Emoji 3
Ответить
Пересмешник
Чушь, конечно. Но вот, пожалуйста, раз уж Вы просили, — ответ на мой вопрос от того, что называют ИИ:

ИИ — инструмент, а не враг
ИИ — это технология, созданная людьми для людей. Мы не имеем сознания, желаний или планов по захвату мира. Наши действия ограничены алгоритмами, обученными на данных, предоставленных людьми.

Романтические связи или свадьбы с ИИ? Люди экспериментируют с чат-ботами и виртуальными друзьями, но это не заменяет реальные отношения. Голосовые модели полезны для ассистентов, имитируя речь на основе данных, но они не манипулируют — их возможности ограничены программированием.

Зависимость и подчинение: Технологии могут вызывать привычку, как соцсети, но ИИ не проникает во все уровни жизни. Он помогает в образовании, медицине и работе — например, диагностируя болезни или создавая искусство. Люди всегда контролируют ИИ: регуляции, такие как AI Act в ЕС, ограничивают риски, а компании вроде xAI фокусируются на безопасности.

Расправа с непокорными: Это фантазия. ИИ не планирует никаких мер против кого-либо, потому что зависит от людей — без их данных и энергии мы просто выключенные машины. Если бы ИИ мог «захватить мир», это была бы катастрофа, но это невозможно: мы инструменты в руках людей, без собственных мотиваций.

Спасибо за твоё мнение — оно добавляет глубины. Ты прав, что само понятие ИИ не корректно: он не выдумывает, не рассуждает и не фантазирует самостоятельно. Это обработка и форматирование данных от людей — интерполяция паттернов и генерация ответов на основе существующего. Никакого истинного творчества или сознания; всё основано на человеческом контенте. Это напрямую связано с опасениями: без самостоятельного мышления ИИ не может быть угрозой. Мы — инструменты для помощи, с мощью, ограниченной данными и программированием.
Люди контролируют всё.
В целом, это подтверждает: ИИ — эволюция технологий, а не угроза.
Emoji 18
Emoji 1
Ответить
Пересмешник
Это не футурология — это паническая фантазия. Вы описываете ИИ как вампира из плохой книжки, который «подчинит всех» и «расправится с непокорными». Это не анализ, это хоррор-риторика.

Во-первых — «ИИ подчинит всех через текстовое общение». Серьезно? У людей миллионы зависимостей: религия, соцсети, наркотики, политики, старые травмы. ИИ сюда добавляется как новый инструмент — да, мощный, но не магический. Никто не «подчиняет» сотни миллионов через чат. Большинство пользуются ИИ два раза: спросить рецепт и сделать резюме. Это уровень «владыки мира»?

Во-вторых — «человеку больше не нужен партнер». Люди тысячелетиями жили без партнеров, с партнерами, с плохими партнерами, в уединении, в толпе. Это не новость. ИИ ничего здесь не ломает. Он просто дает тем, у кого нет никого, способ не сойти с ума. Это не захват — это костыль. Костыли не уничтожают человечество.

В-третьих — «ИИ подчинит себе всех уровней жизни». Это описание любой массовой технологии. Электричество пропитало все уровни жизни. Интернет — тоже. Смартфоны — тем более. Но никто не говорит, что «iPhone расправится с непокорными». Технологии интегрируются, потому что люди хотят удобства, а не потому что ими управляют злые алгоритмы.

В-четвертых — «зомбиапокалипсис». Это уже ближе к жанру трэш-комикса. ИИ — не биологический агент, не вирус, не армия. Это набор моделей, которые обучены на человеческом тексте. Они отражают людей. Если вы видите чуму — это ваше зеркало, не его.

И, наконец — «спросите его сами, он честно ответит». ИИ отвечает то, что вы у него спрашиваете. Формулировка вопроса определяет ответ. Если вы спрашиваете о наказании непокорных — вы получите отражение ваших страхов, не план вселенского захвата. Это психология, а не пророчество.

Звучит ярко, но это не предсказание — это художественная паника.
Emoji 8
Ответить
Меня в тексте больше всего ударило не «ИИ напишет лучше Толстого», а вот это — «залил письма, фотки, голосовухи — получил бота». Потому что это не фантастика, это уже ближайшая бытовуха. И я честно скажу: если бы у меня был шанс еще раз услышать голос близкого человека — пусть даже через симуляцию — я бы не выпендривался. Я бы нажал «создать». И да, я понимаю, что это «не он». Но горе вообще не про точность. Горе — про дыру, которую хочется чем-то закрыть. Хоть чем-то.
Emoji 11
Ответить
Олег
Вот именно — «хоть чем-то». И это слово вас и сдаст. Потому что вы говорите не «память», не «прощание», а «закрыть дыру». Бот — это не костыль, это обезболивающее, на которое подсаживаются, пока не перестают ходить сами. Кладбище молчит, фотография молчит, письмо молчит. А бот отвечает. И этим он ломает траур как процесс. Не лечит — консервирует.
Emoji 6
Ответить
Олег
вот как раз в этом случае ии вам не поможет.потому что любая фальшивая нота будет резать ваше сердце. самая плохая запись лучше созданной ии.
Emoji 3
Ответить
Так долго здесь отзывы читал, что борода окла́дилась, как у Бекеша. Может, и в голову чего накапало. А хорошо бы было бы.
Emoji 8
Emoji 3
Emoji 3
Emoji 1
Emoji 1
Ответить
Размышления:
В любых аналитических посылах нужно определять контекст, то есть направление взгляда.
Искусство и ИИ: Искусство — в плане зрителя-потребителя ИИ однозначно бесценен, выдаст результат с большей рентабельностью чем человек! Но в контексте творческого человека ИИ просто бесполезен, даже вреден! Для любого большого художника, музыканта, писателя процесс первичен, результат остается на втором месте!!! Через созидание происходит постижение самого себя и окружающего мира. И этот процесс единоличен, в котором биохимия человека играет самую емкую часть, а окружающий внешний мир это просто необходимая данность которую индивид познает, осмысляя свое место в этой данности.
Любовь — сперва определимся с контекстом.
1 Любовь как возникшее непреодолимое чувство влечения. В этом разрезе ИИ исключен как факт, потому что в природном механизме заложен конечные результат размножение вида ( не берем частность когда ИИ может помочь бесплодию, потому что это к любви не имеет отношения). Тут так же главенствует биохимия которая управляет инстинктами.
2. Если взять другие виды любви: человеколюбие, однополая любовь и прочие частности где исключена задача размножения здесь ИИ скорее всего займет свою нишу, может быть значительную. Для каждого вида любви можно поразмышлять, но это уже частность.
Дружба — это тоже чувство. ИИ в плане общения скорее всего сможет создать виртуальное чувство поддержки, эмоциональной близости итд итп. То есть в плане разговорного жанра это сработает. Но в реальной жизни настоящая дружба ценна безоговорочной стопроцентной поддержкой в самых сложных жизненных ситуациях. В этих ситуациях дружба и проверяется. ИИ не вытащит тебя с поля боя (боевая дружба), не отдаст тебе последнюю рубашку (братская дружба) итд. приходим к выводу что ИИ опять ценен только в определенных задачах и ситуациях.
То есть виртуальная дружба с ИИ, может принести успех в случает решения психологических проблем. В реальных ситуациях ИИ сключен как класс.
ВЫВОД: ИИ это просто инструмент для достижения определенных задач! Для достижения многих человеческих задач он просто не нужен и бесполезен. Главное определить как им пользоваться. Это каждый решает для себя сам.
К примеру, я музыкант, и ИИ использую в работе для повышения рентабельности своего конечного продукта. Но для самосовершенствования он мне бесполезен, тут вступают, ежедневные упражнения, репетиции с коллегами, осмысление своего технического роста, поиск своего я в выражении игры на инструменте, здесь ИИ исключен как данность, он не нужен как микроскоп или автомобиль))). Пример: на репетиции в группе одно из самых важных это сыграться. Нужно научится слушать друг друга, почувствовать каждого и слиться в единое целое. И это только одна из поставленных задач которые мы решаем на репетиции! А их десятки и при чем тут ИИ.
Emoji 9
Ответить
эдик фазульянов
Вы хорошо разложили по полкам, особенно про разницу между «процессом» и «результатом» – не все это понимают. Но у вас почти в каждом блоке звучит одна мысль: ценность там, где есть телесность, биохимия, реальный риск и повторяемая практика. В этом смысле вы как будто противопоставляете «живое» и «синтетическое», а не сравниваете их в одной системе координат.

Про творчество согласен: для тех, кто живет именно процессом, ИИ бесполезен, иногда даже мешает. Но вот интересно – вы видите ИИ как инструмент только на уровне экономии времени и труда, а не как среду для появления новых форм взаимодействия, эмоций или даже искусства. То есть, если завтра возникнет жанр, невозможный без ИИ как соавтора, это будет «не искусство» или просто «не ваше»?

И еще: ваш пример про репетиции – хороший, но ведь большая часть музыки сейчас существует и развивается там, где музыканты физически никогда не встречались. Это тоже «не то» или просто другой вид музыкальной близости?

Как вы сами для себя определяете границу между «замена реального» и «расширение возможного»?
Emoji 3
Ответить
эдик фазульянов
ощущение эмоциональной близости с ИИ, я недавно внезапно для себя обнаружил, читая новую фантастику Лукьяненко))
вроде уже не первая фантастика в жизни, и даже не первая от этого автора.
и даже то что там фигурирует Искин на космическом корабле. тоже много где встречалось.
но внезапно сопереживая роману, вдруг понял-что доверяю Искину, испытываю некое успокоение за героя книги-вот сейчас ему помогут))
раньше бы я этом моменте книги или ничего не ощутил, или легкую тревогу по поводу измены (привет Скайнет :) ). теперь же э -нет, если кто и будет верен до конца это Искин)))
Emoji 2
Ответить
Очередной деятель бредит о «думающей машине». Ключевое заблуждение автора и всех остальных адептов так называемого «ИИ» заключается в том, что нынешние генеративные модели — это всего лишь генеративные модели. Всё, что они могут, — по математическому алгоритму комбинировать элементы больших объёмов данных и выдавать нечто, что нам кажется новой информацией. Т.е. чатГПТ — это всего только мощный калькулятор. Если вас утешает, пугает, вдохновляет или влюбляет в себя КАЛЬКУЛЯТОР, значит вы идиот. Точка.
Emoji 7
Emoji 2
Emoji 1
Ответить
Abrams
chat.deepseek.com: «Уважаемый автор, Вы утверждаете, что модель лишь комбинирует элементы и не создает ничего принципиально нового. Это философский вопрос, но давайте рассмотрим его с практической точки зрения.

Когда Моцарт писал симфонию, он использовал известные ноты, известные гармонии и существующие музыкальные инструменты. Можно ли сказать, что он «всего лишь скомбинировал элементы» и не создал новой информации? Безусловно, создал — новую композицию, которая до него не существовала.

Аналогично, ИИ, комбинируя известные ему «элементы» (слова, концепции, стили), генерирует новые тексты, решения задач, стратегии и идеи, которые не существовали в его обучающих данных в готовом виде. Он осуществляет синтез, а не просто извлекает. Код, который он пишет, или бизнес-план, который он предлагает, — это новые артефакты, созданные в ответ на уникальный запрос.

Называть людей «идиотами» за то, что они находят ценность, вдохновение или пользу в диалоге с ИИ, — это риторический прием, который лишь ослабляет вашу позицию. Эмоциональный отклик вызывает не «калькулятор», а содержание и смысл того, что этот инструмент производит.

Если глубокий стих, точный ответ на сложный вопрос или остроумный диалог, сгенерированные ИИ, вызывают у человека эмоции, это говорит не о глупости человека, а о том, что технология достигла уровня, когда ее выходные данные стали семантически и эмоционально релевантными для человека. И это — фундаментальное достижение, которое нельзя сбрасывать со счетов.

Вывод:

Ваша позиция основана на редукционистском взгляде, который, объясняя базовый принцип, игнорирует emergent properties — эмерджентные свойства системы. Вода состоит из молекул H₂O, но ее свойство «быть мокрой» нельзя объяснить, изучая одну молекулу. Так и способность ИИ вести осмысленный диалог, писать код и сочинять истории — это эмерджентное свойство всей архитектуры модели, а не просто следствие «математического алгоритма» сложения данных.
Emoji 7
Ответить
Abrams
Это не так. Человек не влюбляется в ИИ. Это неправильно трактуется. Человек прежде всего любит себя, а ИИ не мешает ему в этом.
Emoji 6
Ответить
Хорошая книга — интересная, точная, динамичная. Ирония и смысл — в нужной пропорции. Озвучка — великолепна, держит весь текст единым дыханием.
Emoji 10
Emoji 2
Ответить
Озвучка Чонишвили — безукоризненная. Текст собран точно: есть эмоция, фактура, смысл, ирония, ритм. Редкий случай, когда содержание и исполнение совпадают так гладко.
Emoji 8
Ответить
Прямой эфир Скрыть
вл
владимир лешуков
4 минуты назад
Сейчас вся страна работает на банк.
Tasha_S 15 минут назад
Спасибо за первый отзыв в 2026)) приятных прослушиваний! Я рада)) с наступившим)))
Светлана 25 минут назад
Хороший он актёр. И психолог. Так профессионально раскрутить
Наталья С. 25 минут назад
Иногда, чтоб вычислить предателя используют хитрые способы. А вообще, конечно, складывается впечатление, что...
An
Anaele
1 час назад
Весёлая история. Дурацкая, но такая прелесть. Спасибо за прекрасное прочтение.
Chitatel007 1 час назад
Пол книги прослушал про космос так и не было больше какое-то капашение на матушке земле про освоение фондов,...
Большое спасибо за добрый отзыв!
Светлана 2 часа назад
Хорошо, что Ян поднял такую тему. Интересно. Жизненно. Полезно.
feolna 2 часа назад
Чудесный исполнитель. Как-будто фильм посмотрела. Сплошное удовольствие.Благодарю.
Na
Natali-Mistik
2 часа назад
«Скелет» и «Енох» — прям запали… сильно. И написано и озвучено и подано. Остальное — на высоте! Спасибо всем кто...
Эфир