Книга
Скорость чтения
1x
Сохранить изменения
Таймер сна Чтение остановится через
0 часов
20 минут
Включить таймер
Закрыть

Сенека Луций Анней - О стойкости мудреца

1 час 15 минут
О стойкости мудреца
100%
Скорость
00:00 / 05:19
01
03:33
02
04:35
03
02:51
04
05:30
05
05:02
06
03:44
07
02:48
08
04:37
09
03:16
10
02:29
11
03:18
12
04:44
13
04:04
14
03:23
15
03:24
16
03:15
17
06:38
18
03:19
19
Автор
Исполнитель
Рейтинг
8.80 из 10
Длительность
1 час 15 минут
Год
2022
Описание
В эссе, написанном своему другу Серену, Сенека объясняет, как человек, которого философы-стоики называют мудрецом, реагирует на обиды и оскорбления, зло и несправедливость со стороны других людей.
Другое название
De constantia sapientis [ориг.]
Исполнитель в социальных сетях
Поделиться аудиокнигой

48 комментариев

Популярные Новые По порядку
Много великих и по настоящему мудрых людей было в древнем Риме. Этот не один из них.
Ответить
Аня Королева
Зато он воспитал Нерона.:)
Ответить
Епифан Ух
Вот чуть что, если хочется что-то про кого-то сказать не очень хорошее, так сразу Нерона вспоминают:). А Нерон вполне соответствовал нравам эпохи, в которой он жил. Почему никто не вспоминает о том, что он был очень артистичным человеком, он «был поистине творческим человеком: он писал стихи, музыку и любил петь. А кроме того, увлекался архитектурой и поддерживал архитектурные — как бы мы сказали сегодня — инновации. В своем дворце, так называемом Золотом доме, император распорядился оборудовать, например, вертящийся купол, своды которого были расписаны под небо. С этого купола на трапезничавших под ним гостей разбрасывали лепестки роз.» А то что он убил свою мать, так она сама виновата :), незачем было так за власть держаться, да и к тому же она и сама, в плане кого-нибудь убить, была не промах:) И в поджоге его зря обвиняли, это уже давно доказано.
Ответить
Tom Cat
Посмотрите фильм Тинто Брасса «Калигула» 1979 года с молодым (относительно, конечно) Малкольмом Макдауэллом в главной роли. Возможно этот император, племянничек достойного хромого Клавдия ( здесь где-то и про него книга была «Я, Клавдий» Роберта Грейвса.Ну, ооочень интересная!)Вам ещё больше Нерона глянется. Эпическо-эротический пеплум фильмец, итало-ариканЬский! Кстати, про Калигулу тоже много книг написано. Но лучшая- «Калигула, или После нас хоть потоп» Йозефа Томана.ИМХО, конечно.На волнах инета есть в озвучке.
P/S Может, кто уже Вам и советовал постами выше, тогда извиняюсь. Здесь у нас сплошь знатоки рядАми! Только мне их читать сложно.Много непонятного. Умные слишком!)))
Ответить
Яна
Ну что может снять Тинто Брасс:), у него же всё и всегда, щедро приправленно обнаженными задними частями:), мне кажется, что он слишком сконцентрировал в этом фильме насилие и эротику, хотя надо заметить, всё вышло довольно увлекательно.
И вообще, все римские деятели того времени достаточно интересные личности, во всех планах:).
Ответить
Tom Cat
Фильм про Калигулу, скажем так, максимально однобок.:)))
А на Макдауэлла лучше любоваться в фильме «Люди-кошки» или «Заводной Апельсин».
Что касается Калигулы, то он тоже вначале был совсем неплох.
Но переболел какой-то болезнью. В основном склоняются к тому, что энцефалитом. И эта болезнь очень сильно сказалась на его поведении и психике.
Каким бы он был императором, если бы злополучный клещ его не покусал, неизвестно. Не исключено, что вполне приличным или даже выдающимся.:)))
Ответить
Епифан Ух
первая в истории сюжетная линия Франкенштейна ))))
Ответить
Евгений Бекеш
Скорее уж Вундеркинда.:)))
Ответить
Епифан Ух
многие забывают что Франкенштейн это не монстр-а фамилия ученого-создателя)))
вот Сенека воспитал на свою голову)))

а вот народ говорят этого императора любил)))
Ответить
Евгений Бекеш
Эх, Неронушка! Недоискоренил ты этих супостатов!)))
Думаю, что большая часть плохого о нём — не правда. Насочинять было кому.
Потом были «пять хороших императоров». Самый расцвет Рима. Условия же для этого возникли при Нероне. Марк Нерва, основатель династии и первый из пяти, был другом Нерона.
Ответить
Епифан Ух
большая часть плохого о нём — не правда, и хорошего-тоже -не правда)))
вообще типаж известный Дракула там или Иван Грозный -кому исчадье ада-кому святой))) вот только Нерон увы ничего исторически значимого не совершил. а значит что клевета что лесть-не так и важна)))
уверен простые граждане к нему тепло относились… все кошмары то были внутри элиты) а остальным то что-песни праздники веселье, личное. плюс личное шоу от императора…
по ряду признаков бездарность-тоже клевета… вполне был средне-талантлив как актёр, певец, поэт)))
Ответить
Евгений Бекеш
Самая большая его ошибка, что он вообще начал гнобить этих христиан. Точнее, просто евреев. Там не отличали тогда одних от других. Это никого не интересовало. Мелкая маргинальная секта.
Самым лучшим решением было выслать их на какие-нибудь острова. Как раз были и острова, куда ссылали всех неблагонадёжных. И они там занимались рыбным хозяйством. Было бы в самый раз. Но никто его не надоумил. А если бы надоумил, может весь ход истории стал бы другим и мы бы сейчас жили в другом мире. Без мазохизма.))
Вот сюжет для книжки про попаданцев.
Смотаться в Рим и убедить Нерона выслать римских евреев на острова.)))
Ответить
Евгений Бекеш
Для более существенной информации по этому вопросу можно почитать статью: «Оклеветанный Нерон» на портале «Вокруг Света».
Что касаемо Сенеки, то это, по всей видимости, ещё тот был хитрец и прохиндей.:)
Хорошего он совершил для граждан достаточно. За это его и любили. Первую половину правления так вообще.
Ну а потом… Что поделать. Власть портит всех.
Во всём этом очень важную роль играла его мамаша.:)))
Ответить
Епифан Ух
можно конечно что то новое узнаю-скорее -некое собрание уже известного, с игнором того что не работает на версию клеветы))
а Сенека-ну я бы уже не доверял в силу дикого расхождения поучений и образа жизни. когда оно не большое-человек учит правильному-а ставит во главе удовольствие -это всего лишь двуличие)))
а при такой разнице как у Сенеки-боюсь что то похуже)).как вариант-звёздный моральный авторитет. типо я такой суперправильный-что мне можно делать все что угодно.))))
www.youtube.com/watch?v=4j9hQaumSJ8&ab_channel=%D0%A2%D0%B5%D0%9C%D0%AB4
Ответить
Евгений Бекеш
Сенека, по всей видимости, сам участвовал в заговоре против Нерона. Но и до этого он много где был замешан. А состояние у него было такое, что он был одним из богатейших людей Рима. И самый влиятельный. Фактически олигарх. Откуда столько бабла? Это вопрос.)))
Ответить
Епифан Ух
Может дать а может нет в манию видеть заговоры ( самый надёжный метод погибнуть от заговора он вполне впал. Но если и был тут другое. В традиции человечества наставник / учитель/ гуру/ второй отец и т. П не подлежит наказанию за любую вину. Мания заговора так и работает против тебя устраивают заговоры всё ибо каждый знает даже если он щас на доверии и влиянии его обвинение и казнь вопрос времени.
Ответить
Евгений Бекеш
Так Нерон вырос среди заговоров. Причём заговоров при непосредственном участии его мамаши. Ему не нужно было их изобретать. Они его сопровождали от самого рождения до смерти. Если бы он в них не верил, то попросту умер бы ещё гораздо раньше. Хотя и так недолго прожил. Правда тогда в целом продолжительность жизни была 30-40 лет. Мало кому удавалось прожить дольше.
Ответить
Епифан Ух
Если вырос среди заговоров. То должен был относится спокойно без эмоций и паники)
Не верить не надо надо просто реагировать на опасность. А если будешь видеть их везде тогда беда. впрочем главная беда Нерона что это проходной император и никакой политик от заговора то не охрана должна беречь. А созданная тобой ситуация. Когда мощная группировка за тебя, остальные стравлены между собой. А опасные люди под контролем всегда. Октавиан вон аккуратно убивал просто опасных популярен влиятелен и т п остальные такими быть избегали) и долго прожил. С возрастом там всё сложнее. Средний искажён детской смертностью. А дальше чем дольше прожил тем больше шансов что дольше проживёшь. Через сито отбора ранней смерти прошёл. Если не какой эксцесс то скорее всего лет да 70 жить будешь
Ответить
Евгений Бекеш
«Без эмоций и паники».))) Легко давать такие советы, если сам среди заговоров не рос.
«Не сделал ничего выдающегося», «никакой политик».
А мы много сейчас знаем политиков младше 30 лет?
Ни одного. Всюду почти одни пенсионеры у власти.
И много они сделали выдающегося в 17 лет?
Да они и в 60 ничего выдающегося не делают.)))
Ответить
Епифан Ух
Ну как бы даже ветераны второй мировой утверждают что к стразу смерти привыкаешь. Человек ко всему привыкает. По идее Нерон к заговорам. При французском дворе помнится к отравлениям то привыкли.)))
А что до возраста то бывали и молодые политики после разных революций они вообще пачками. А современная геронткратия грозный признак.
Но не это главное апология тут не уместна. Современный политик долго ползёт по карьерной лестнице. А император он уже родился А уж если совершеннолетний так точно политик. Так что изволь сразу себя проявить если можешь. Октавиан бодался с кучей прожженных элитариев разных талантов. И всех победил включая Марка Антония. А возраст был даже на претора рано))) ничего смог
Ответить
Евгений Бекеш
Евгений а вы АКС и АКМ различите? я на кафедре пока не учусь но ваш возраст значит умный?
Ответить
Samanta
Не сказать чтобы очень различаю, если правильно понял сокращение
А возраст у меня увы так сказать начало отупения. Всё меньше хочется узнавать новое. Всё меньше нравятся сложные ситуации на работе. И т. П.
Ответить
Евгений Бекеш
Рим тем и интересен, что мало от нашей современности отличается. Разве что технологически. А так всё то же самое. И информации по Риму много. И язык с формулировками, можно сказать, современными.
И все персонажи до боли знакомые и все кото-то напоминают.:)
Поэтому изучение Рима «отрывом от реальности» назвать нельзя.
Вчера заголовок случайно встретил:
«Калигула. Биография. Новости. Личная Жизнь».
Будто он и теперь «живее всех живых». Этакий «селибрити».
И какрикатуры на Нерона сохранившиеся вполне для современных журналов бы подошли.:)))
Насчёт «великих деяний политиков». Вот сколько я живу, ни одного «великого деяния политика» припомнить не могу.
А насчёт Сенеки можно задаться закономерным вопросом.
Сенека, после убийства мамаши Нерона, которая этого Нерона перед этим совратила и была за это осуждаема, портила Нерону рейтинги,
написал Нерону речь для сената по этому случаю. И речь прошла на «ура», рейтинги улучшились.
Так не сам ли Сенека и нашептал Нерону совершить это злодейство?
Ну и как минимум он его одобрял и не препятствовал.
И какой же тогда это «сенсей»?
Это какой-то «серый кардинал», манипулятор и соучастник преступлений получается.
И концовка его вполне закономерная.
Ответить
Евгений Бекеш
То, что не по его инициативе произошёл этот пожар, это, можно сказать, очевидность. Может он был и не слишком умён, но не настолько.
А кто мог это сделать? Да кто угодно.
Могли ли это сделать христиане? Да, вполне.
Не факт, но могли.
Чтобы создать прецедент для «мученичества».
Тогда ни у кого не было такой идеи, что «мученичество» и страдание может быть ценным само по себе. Некий «пропуск в Рай». Как то мир обходился и без этого вполне.
Люди, конечно, страдали. Бывало, что и за идею. И умирали часто героически. Но в самом страдании самоцели не видели, никак его не превозносили и не возводили в культ.
Поэтому нельзя сказать с уверенностью, что обвинение в поджоге христиан были столь уж необоснованны.
Ответить
Епифан Ух
Ну пожару не нужна какая то причина. Пожары и обвалы рутина Октавиан помнится по ложному доносу сенатора казнил ща то что тот ради пиара из рабов пожарные команды создал. И тем очень популярен стал. Кстати после пожара Рим застраивался с рядом мер против пожаров. Т. Е на это Нерон был не так уж глуп.
Христиане нет не могли. Их тогда всё кто мог формировать общественное мнение ненавидели. Не помню как историк того времени отвергая обвинения христиан в поджоге писал что они в этом невиновны они всего лишь виноваты в ненависти к человеческому роду
Так что клевета была явно своя родная от Сенаторов))
Мучения людей? Может цинично но не факт что победное шествие христиан состоялось без этой массовой демонстрации мученичества. Другое дело что бороться с наветом путём другого навета выбирая тех кого и так ненавидят аморально-глупо. За это прилетает возмездие что всё дружно запишут в кару Божью.
Против него два навета( хотел описать пожар Трои или хотел построить новую столицу чо своим именем) были составлены отлично. Абсурдны и попали в имидж императора в такое верят))
Ответить
Евгений Бекеш
Опять же вы говорите с позиции человека «условно-здорового». А мотивации «мазохистов» это несколько иное. Они создают причины для страданий сами, искусственно. Рациональных причин для этого нет. И такая мотивация была у христиан. «пиар» это слишком банально. Было множество способов сделать пиар с намного меньшим ущербом. Даже Калигула, при всей его чеканутости, город бы поджигать не стал ради пиара.
У христиан полно других аналогичных эпизодов и помимо этого. А уж в «демонизации» и «стрелочничестве» кого угодно они преуспели так, как никто.
Но у меня нет цели именно их в чём-то винить.
Какая теперь разница? Просто именно «духовных», а не меркантильных мотивов, кроме них, не было ни у кого.
И ни один римлянин был не в состоянии понять эти мотивы ввиду их фундаментальной патологичности.
Никто не разрушает свой собственный дом, если у него полностью не поехала крыша.
Разрушают чужой. Особенно, когда есть мотив мести и зависти.
Ответить
Евгений Бекеш
«В традиции человечества наставник / учитель/ гуру/ второй отец и т. П не подлежит наказанию за любую вину.»
Это где-нибудь на Востоке разве что. И то не везде.
А Сенека для Нерона это был просто такая «гувернантка». Причём не единственная.)))
Ответить
Епифан Ух
Ну на востоке сделай кто такое это уже было бы по разряду антихриста или там ракшаса
У нас то по мягче. Как ни крути Сенека это наставник Нерона как императора. Реально что там и как не известно но официально так. Нерона же не взял его имущество чо словами мол это плата за воспитание императора тут де кроме духовной традиции запрета ещё и прагматика есть убивая того кто тебя создал ты кем объявляешь себя? Кто тебе б я воспитал и учил главному предатель и заговорщик? Ну значит ты и сам такой.
Ответить
Евгений Бекеш
Сенека его не «создавал». Учил чему-то, как любая училка. Как какой-нибудь «мусье» из заграницы. И ничего «священного» в таких «мусье» не было. Это никакой не сенсей японский. Чтоб прям от одного имени трепетать и бояться ослушаться. «Создавала» его в основном мамочка. От влияния которой он так толком и не освободился. Даже после того, как убил.)))
Сенека это примерно как школьный учитель. Бывает, что школьных учителей любят и уважают больше, чем формально.
Но если школьный учитель творит какую-то пакость, никакого такого «кодекса общечеловеческого», запрещающего отдать ему должное, не существует.
Ответить
Евгений Бекеш
Скажите тоже))) училка на полставки… Как в школе. Но тогда школ не было а какие то аналоги были резко другими… С чего бы Сенеке бы быть как в школе. Может хотя бы как репититор? Или там раб педагог.? Японские сенсеи тут не причём. Э то традиция европеская при чем что в просвещенном абсолютизме чио в Античности называется воспитание идеального правителя. Задача манила многих философов, мыслителей учёных, людей культуры известно множество связок когда воспитуемый чем то значимый правитель и воспитатель великий мыслитель. Конечно к урокам тут и близко не сводилось. Мораль нравственность, понятие общественного блага и т. П. Впрочем аналогии с школой не может быть у любого представителя той элиты. Обучение было важным и индивидуальным. Если наставник даже был рабом то был особый статус и отношение к нему было в идеале особое.
К примеру у нас был такой придурок как Пётр 3 ий. Так вот единственно хорошие слова оставил о нём его наставник академик Штелин. Ну а Сенека имел славу и самомнение чтобы показать себя в этом деле. Мол эх и воспитаю императора Цезарь ему в подметки не годится
Ответить
Евгений Бекеш
Да по делам его только имеет смысл оценивать и «по счёту в банке». И всё станет ясно с этим Сенекой.:)))
Ответить
Епифан Ух
Жил да был на свете дядя Герострат
борода- лопатой, исподлобья взгляд.)))
Не дубил он кожи, не ковал металл
На дырявом ложе день — деньской лежал…
ну не можем мы ничего сказать обо всем этом наверняка. Сенека жил… даже не сто лет тому. и даже не триста. а завтра найдутся вдруг документы, что… а послезавтра, что нечто… Я не знаю, сколько вам лет, но, то, что было 20 лет тому, разве точно описывается и подается, а те, кому уже тридцать сейчас, они долдонят какую-то муть из телевизора и грозят оторвать голову тем, кто с ними не согласен. А вы… Сенека, его барыши… вот посмотрите… В куда я ему должен заглянуть, чтобы увидеть?
Ответить
Aleksandr22
ну не стоит уж так преувеличивать изменения в истории от новых данных или развития науки.
картина там не столь зыбкая.
то что сейчас одно-а через 20 лет другое -больше пропаганды касается и около исторической или псеводоисторической обосновании идеологии
тут как говорится

Полцарства в крови, и в развалинах век, *
И сказано было недаром:
«Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам...»

И эти, звенящие медью, слова,
Мы все повторяли не раз, и не два,

Но как-то с трибуны большой человек
Воскликнул с волненьем и жаром:
«Однажды задумал предатель-Олег
Отмстить нашим братьям-хазарам...»

Уходят слова, и приходят слова,
За правдою правда вступает в права.

Так помните ж, люди, и знайте вовек,
И к черту дурацкая смута: **
«Каким-то хазарам, какой-то Олег,
За что-то отмстил, почему-то!»©
Ответить
Евгений Бекеш
В истории. Согласен с вами. Но кто знает сколько у него было денег, любил ли он ватрушки и на каком боку он спал… Такие разговоры можно вести годами.))))
Ответить
Aleksandr22
ну о риме на два порядка больше всех типов исторических источников больше чем о Руси 16 века.
хоть и вечно хнычут сколь много-там то ли варвары то ли арабы то ли христиане пожгли-а осталось тонны всякого. скорее проблема отсеять памфлеты, мемуары (внести поправки на субъективность) и пропаганду. при этом какие то особо оиозные истории о неслыханной рсокоши и потреблядстве могли сочинить враги, а могли и сами возникнуть-но не сомненно на основе его образа жизни))
а он был такой что в эти истории легко верили
если б он просто на уровне олигарха -то мог и остатся в тени на общем фоне. грабить целые провинции по разным схемам-так что там начинались бунты и мятежи. это трудно не отметится в такой цивилизации как Рим-удивительно близкой современной. т.е. заметят и запишут не только куча современников, но политических врагов, отметят в куче официальных документах, и в неких аналогах СМИ.
среди оправданий Сенеки-еще в античности было лишь одно возражение-те кто обвинял-грабили не меньше))
но так себе оправдание-он же еще учил как правильно и честно жить))
ну а подробности роскоши и разгула на пирах-ну современники тоже не могли не видеть)) да и состояние 300 млн сестерциев(благо конфискация то была)-его в под подушки в чулане положишь))) Виллы, бассейны и аналоги яхт-как бы логично обязательны))
Ответить
Епифан Ух
ну если бы Нерон вырос скупердяем, алчным любителем наживы и который ни гроша ни тратил на праздники и раздачи хлеба. то это можно было счесть за отмазку))
опять же я не сторонник столь жёсткого принципа-судить по делам лишь
в мире было слишком много кого -делавших ужасное а говоривших правильное и красивое))
в конце концов писатели пишущие героические произведения о бескорыстных героях-часто любят деньги и славу лишь))
Ответить
Евгений Бекеш
Так ведь и мамаша Нероныча чёрте что творила. И коррупцию развела, и всех травила. Включая и мужа императора. А Сенека возвысился благодаря ей. И жил припеваючи. Думаете, он про всё это не знал?
Знал конечно. Вот такие и «дела». И сейчас таких «деятелей» сколько угодно. Кого ворами, болтунами и приспособленцами можно удивить? И какие у них ещё бывают «дела»? :))
Ответить
Епифан Ух
ну уж настолько мои требования к морали когда дело касается захвата трона-я не предъявляю))). учитывая профессиональные требования-так имхо ничего страшного она и не делала. так рутина на уровне ниже среднего. истории кровавых подлых жутко жестоких захватов трона с разными типами умерщвления или нанесения необратимых телесных повреждений родственников-имеет такой список. что она выглядит бледно. да и не предопределяло это ничего-тот кто так взял власть мог править хорошо и даже для поданных гуманно. ведь эти качества нужны политику того времени. наоборот хороший и мягкий человек-часто был бедой. вон король Сетфан-смелый кмный но добрый и мягкий, благородный король-все его правление гражданская войны и тотальные беды для населения, а до этого было больше 30 процветания ибо правил Генрих 1 который присланных ему же заложниками внучек девочек 8 лет ослепил в ответ на такой же поступок противника (ему их и прислали-ну и что ты своим сделаешь?)… что о нем как о человеке подумали сложно и представить-но вот ослушаться или враждовать чего то никто не захотел))
Ответить
Евгений Бекеш
Ну это всё ж средневековая дикость. А Рим это, как ни верти, цивилизация. Сравнивать неуместно. Сейчас в «цивилизованном мире» та же самая система. Только названия поменялись некоторые. Был «император», а стал «президент». Были «рабы», а стал «пролетариат». Но вся система осталась та же. И вопросы решаются всё те же. И все механизмы такие же. Во многих отношениях сейчас всё гораздо хуже, чем тогда. В Риме то граждане в хорошие периоды, а они длились долго, никаких налогов вообще не платили. Или платили минимальные. И многое другое там работало, что сейчас может показаться несбыточной мечтой и утопией.))
Ответить
Епифан Ух
не стоит так вольно обращаться с эконмическим базисом-ибо все остальное лишь красивая нашлепка-а вот он подлинная история и есть.
рабы/крепостные крестьяне/пролетариат-это не этикетки на в целом одном вине. это настолько резкое и несравнимое что больше представить то нельзя.
ну а дикость Средних веков-преувеличена периодом буржуазии для возвеличивания себя. да и в этом то люди всегда одинаковы-чем просвещенный абсолютизм-всякой по круче уровень чем в Риме-а Павла 1го так разукрасили убивая)) и это не исключение отсталой России-по всей Европе вагон случаев))
единственное что как то защитило правителя-отняв у него львиную долю власти это конституция и парламент. в Риме был Сенат-но он часто был лишь игрушкой императора
Ответить
Евгений Бекеш
Тот же Каутский писал, что рабы в Древнем Риме это и был «пролетариат». Он даже не писал «предпосылки к возникновению пролетариата» или как-то ещё обтекаемо.
«Римские рабы это пролетариат» и всё.:)
Ну да. Это «не разные этикетки на одном и том же вине». Но это разные формы и разновидности одного и того же явления.
Т.е. рабства и эксплуатации.
А что было позже или раньше тут роли не играет. Играет роль «фактор прозрачности».
Римское общество было более «прозрачное».
Поэтому «сохранять морду лица» там было актуально.
Ну а где такой «прозрачности» не было, там и события более «дарковые» и «криповые» легче и чаще могли происходить.:)
Ответить
Епифан Ух
ну у моей бабушки как у учителя истории стояли очень древние учебники-я в каком то видел-о борьбе пролетариата с диктатурой фараонов в Египте -мол ей сильно мешала религиозностью в Египте)) что ж явление известное(забыл термин)-по нему например в Средние Века-Александр Македонский был рыцарем-и войска его на миниатюрах соответственно рисовались. ну а что такие завоевания без рыцарской конницы возможны?))
ну или как средневековый поэт Чосер мыслил себе Тезея
Послал в Афины жить в чести и в холе,
А сам на бранное помчался поле.
С копьем и со щитом, багряно ал,
Бог Марс на белом знамени сиял,
По складкам стяга всюду блеск свой сея,
А рядом трепетал флажок Тезея,
Весь златом тканный: там набит, глядите,
Тот Минотавр, что им сражен на Крите.
Так ехал герцог, славный сын побед,
А с ним и рыцарства блестящий цвет,
в СССР это дополнялось идеологией по которой права трудящихся вечные и святые наверное с каменного века))
но так вообще Рим-рабовладельческая система-раб основное средство производства там не эксплуатируемый-это термин буржуазного (присвоение прибавочного продукта)-он вещь, орудие труда. соответственно при удивительно низком уровне производства-Рим имел огромные возможности использовать инструмент по полной-иногда лишая жизни работой за пару лет, так и супер возможности по концентрации и перемещению продуктов производства. ну образно говоря и самих рабов куда надо гоняй сколько нужно не считаясь с потерями на транспортировку инструментов-так и продукты труда хоть все увози куда хочешь… если тебе важнее какая то задача того что часть инструмента от голода умрет-ну ты сам решай что из имущества можно пустить на нужное тебе безвозвратно. отсюда все-и огромные армии рима с отличным оружием и его супер инженерные сооружения и кризис рима когда он уперся в границы логистики своего времени.
ну а такие бесправные(особенно по СССР) крепостные крестьяне-они живут там где родились и никуда их не двинешь кроме этого места, попытка взять сверх нормы феодального времени-это бунт. а еще ты их обязан защищать-ибо если кто их успешно грабит-так они его своим феодалом и назовут. в дополнении с ограничением на службу самих рыцарей… вообще регионы с огромным населением по меркам Рима-выставляли армии по 100 человек. и не надолго)) ну а перемещении продуктов труда-ну если иногда какие излишки… а так все на месте нужно)) Крестовой поход-это была такая невозможная акция по концентрации сил и ресурсов-что Католической церкви надо орден всех времен и народов давать
ну а буржуазная система вообще резко другое-тут как говорится

Труд этот, Ваня, был страшно громаден
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.
Он-то согнал сюда массы народные.
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.©
Ответить
Евгений Бекеш
Это уж чересчур громоздко и тяжеловесно в бесперспективной попытке «объять необъятное».:)
Одно могу сказать. Если бы в Риме были технологии камер наблюдения, они бы тоже их везде понатыкали всенепременно. Что удивительно, они и без них добивались почти такого же результата, как будто они у них были.:)))
Например этот заговор против Нерона раскрыли потому, что один из главных заговорщиков стал чего-то как-то уж сильно на широкую ногу пировать и рабов своих любимых освобождать. Кто-то мигом побежал и кому надо рассказал. В результате их всех свинтили.:)))
Ответить
Епифан Ух
да здравствует естественный отбор заговорщиков в сторону тех кто сначала побеждает а потом пирует))
Ответить
Сенека… как много написано о его мудрости… сколько мудрых его цитат пришло на ум, пока не стала слушать)...«Величие дел состоит не столько в размерах, сколько в их своевременности »… Но, видно, мне не хватает мудрости, что бы принять это «Дело» Сенеки… или оно НЕ своевременно)… сегодня его мысли о рабах и женщинах перечёркивают правильные мысли о… если кратко, то о «жемчуге» и «свиньях»… не дослушала 30%… слишком уж многое не приняла… понимаю-совсем другое время Спасибо Чтецу за труд.
Ответить
marinato
Пожалу, да. Немножко-немножко «несвоевременно» — он писал и думал всё это 2400 лет назад. И ничего с тех пор в целом не изменилось, если подумать.
Ответить
Анатолий Оркас
На мой взгляд, очень многое изменилось, а мудрость — она вне времени… Хотя, согласна, что в некоторых частях света до сих пор издеваются над «мерзкими» «грязными» рабами и 2 сорта невольницами-женщинами… просто отношение к этому у мудрого человека другое)
Ответить
marinato
>На мой взгляд, очень многое изменилось
Например?
>что в некоторых частях света до сих пор издеваются над «мерзкими» «грязными» рабами и 2 сорта невольницами-женщинами…
Сейчас рабство добровольное. Но отношение к тем, кто раб — не изменилось ничуточки.
Ответить
Прямой эфир скрыть
Александр Чабан 3 минуты назад
Прослушал я эту книгу, впечатлился сильно, начал слушать глядя на солнце и теперь не знаю, слушать ли ещё чего этого...
Александр Чабан 12 минут назад
Не понравилась сильно книга. Я просто удивился такой сильный писатель и такая ерунда.
El spir 33 минуты назад
История Эйдена Прайда самые лучшие книги этой вселенной. Перечитал серию армада раз тыщу!!!
Стивен Кинг такой же русофоб, как из вас балерина. Он, будучи, самым издаваемым автором в России, отказывается от...
Елена Фальк 40 минут назад
Уважение и взаимопонимание — вот и весь рецепт.
Rubiru 45 минут назад
В начале произведение воспринимается, как какой-то фанфик, потом мелькает мысль, что нехватает работы корректора,...
И да, попробуйте опровергнуть тезис Джахангира-Тимура: «По сути же, вера в Бога — это, по Фрейду, комплекс вины:...
Александр Н 1 час назад
Не умеют бабы писать, конечно
Conte 1 час назад
Какие оптимисты, летят на корабле с солнечным парусом ) их уверенность что его ни разу не придется чинить впечатляет....
Tom Cat 1 час назад
Для меня остаётся загадкой, как автор сумел привлечь к озвучке такого превосходного чтеца. Начитка высший пилотаж!!!
ForTheKing 2 часа назад
Что за мануалы 😅
Татьяна Дарина 2 часа назад
Печалька. Как много в нашей жизни значит :«Если бы да кабы». А чтец мне понравился.
Resonance 2 часа назад
Это просто игры с воображением и восприятием окружающего мира.
armin_arlert 2 часа назад
странно… очень много отсылок к другим книгам Крапивина. Дорога из «Дырчатой луны» и ампула грина.
Евгений 2 часа назад
Лак цвета темного ультрофиалета? Не путаю?
Алла Нестеренко 2 часа назад
Прекрасная озвучка и великолепная книга! Это вторая в Вашем исполнении, с удовольствием буду дальше выбирать книги в...
ggdance55 2 часа назад
Паша, Вы молодец, театрально читаете, — продолжайте в том же духе! А вот рассказ, конечно, банален.
Руслан 2 часа назад
После прослушивания, вспомнилось «Преступление и наказание» Достоевского и судьба Раскольникова, в «Правосудие»...
Askorbinka 2 часа назад
Озвучка превосходная, слушать одно удовольствие! да и сюжет интересный) Надеюсь на продолжение в вашем исполнении 😁
Ilya Georgian 2 часа назад
Вы ещё думаете, что можете давать оценку кому либо?)) займитесь лучше правописанием.
Эфир