Книга
Скорость чтения
1x
Сохранить изменения
Таймер сна Чтение остановится через
0 часов
20 минут
Включить таймер
Закрыть

Муравьёва Ольга - Как воспитывали русского дворянина

5 часов 1 минута
Как воспитывали русского дворянина
100%
Скорость
00:00 / 10:06
00_01_Predislovie
05:28
00_02_Semeystvennye vospominaniya
05:13
01_Il n'y a qu'une seule bonne
10:34
02_Sluzhi verno, komu prisyagnesh.
09:47
03_01_Ya vsyakuyu sebe mogu obidu
18:23
03_02_Ya vsyakuyu sebe mogu obidu
15:21
04_… i ya uveren, chto ulichi on
11:26
05_… upal na ldu ne s loshadi
11:00
06_Hotya uzhasnoyu sudbinoy ya
11:54
07_Prevyshe vsego cheloveku nuzhno
08:13
08_Otchego u nas ne stydno ne delat nichego
09:05
09_Byt mozhno delnym chelovekom
15:43
10_Ne prenebregay nichem, chto mozhet
13:40
11_Dom slavilsya aristokraticheskim radushiem
07:08
12_Skromnost – samyy nadezhnyy sposob udovletvorit nashe tschestlavie
09:01
13_My vsyakiy den podpisyvaemsya
16:35
14_V gostinoy svetskoy
20:26
15_01_Dvoryane – vse rodnya drug drugu
16:13
15_02_Dvoryane – vse rodnya drug drugu
12:35
16_«somme il faut» ou «je ne sais quoi»
08:43
17_01_Ya ponimayu, vy neschastnye
17:03
17_02_Ya ponimayu, vy neschastnye
08:02
18_Togo, chto modoy samovlastnoy
14:20
19_.. Ne to chto sovsem nigilist
07:40
20_Mechtane zloe grust leleet
05:10
21_La noblesse oblige.
02:36
22_Vse eto mozhet pokazatsya
Автор
Исполнитель
Длительность
5 часов 1 минута
Год
2016
Описание
В современном обществе все больше растет интерес к дворянской культуре, дворянскому воспитанию. Дворянское воспитание приносило удивительные плоды. Русский аристократ — это совершенно особый тип личности, человек необыкновенной честности, благородства и тонкости чувств. Автор книги пытается разобраться, как воспитывались дети аристократов — чему их обучали и как прививали все эти благородные чувства и изысканные манеры.
Поделиться аудиокнигой

24 комментария

Популярные Новые По порядку
Книга обо всём и не о чём)) Что значит русский аристократ? Правильнее было бы говорить причёсанный под европейского. Эти постоянные ссылки на Честерфилда утомляют.Книга не отражает главного, а именно, совершённые ошибки в воспитании нашего дворянства, которые послужили одним из главных факторов в уничтожении Российской империи. Сегодня конечно есть интерес определённой прослойки нашего общества к дворянской культуре прошлого. Но, увы, всё по старой метдике, а жаль…
не понравилось. Думала, откроют нам какие-то тайные истины, а тут банальщина. Вода — мокрая. Соль — соленая. Все, о чем говорится здесь, мы и так знаем (конечно, человек более менее образованный и начитанный). Кроме того, изложено как-то странно. Каким-то суконным и примитивным языком. Не понимаю, книга написана для детей младшего и среднего возраста? Кроме того, очень много необъективности. Нам дают понять, что воспитывался идеальный человек — смелый, принципиальный, патриот, честный и т.д. Коммон! Сколько в среде аристократии было подонков, трусов, предателей, жестоких, ленивых, низких и подлых людей?! Это и как известные исторические личности, так и литература, мемуары того времени вполне отображает эту истину. Пушкин много кому руки не подавал, а ведь все это были наиаристократичнейшие его современники. Значит, «идеальное» дворянское воспитание отнюдь не гарантировало идеальную личность на выходе? Что и так ясно, но не стоило и пытаться нам внушить это.
Далее. На 06 пример с суровостью княгини Мещерской на жалобы дочери тоже необъективен. Это вовсе не говорит о том, что маменьки воспитывали дочерей в ежовых руковицах. Младшая Мещерская в своих мемуарах прямо писала, что мать ее не любила, не хотела ее рождения, и по этой причине была с ней сурова всегда. Не такова она была со своим сыном, которого обожала. Похоже на подтасовку примеров.
вывод: Лучше читать литературу и мемуары того времени. Лично мне это дало гораздо больше представления о том, «Как воспитывали русского дворянина».
Кочергин Эдуард,” Альбом брандмайора”, отрывок из рассказа. Начало шестидесятых.
«Он замялся: — Не знаю, интересно ли вам, но другого у меня уже ничего нет. Вот хотел показать вам наш семейный… вернее, фотоальбом моего отца, брандмайора. — И из деревянного прикроватного короба достал альбом. Подал он мне его с некоторой надеждой. Я начал рассматривать альбом в этой тёмной убогой комнате, и мне стало не по себе. На великолепно выполненных фотографиях всё было другое — природа, дома, люди, лица людей, одежда, интерьеры; пожарные в прекрасно сшитых мундирах, не снившихся нашим генералам, дамы и господа, пьющие чай из фарфоровых чашек и самоваров на роскошных верандах, брандмайор на красивом откормленном рысаке — одним словом, сказка. — А вам не жаль расстаться с ним? — спросил я. — Нет, не жаль. Того, что там, — уже не будет. Горит всё внутри, душа требует… не могу… Болен я… Всё пропадёт, как всё пропало: родные, квартира, жизнь. А это, может быть, у вас сохранится.»
Замечательная! Из тех, что хочется перечитывать и слушать снова и снова, запоминая мелкие детали! Очень понравилась наглядность в примерах из жизни и литературы того времени!
APankova
«Тело мое родилося в России, это правда; однако дух мой принадлежал короне французской». Денис Фонвизин. «Бригадир» (1769 г.)»
APankova, приведу ещё пример, только из отечественной истории. Когда допрашивали декабристов, следствие вело разговор на французском, так как многие из наших дворян плохо знали русский))) Во время отечественной войны 1812года во время военных операций не рекомендовалось разговаривать по французски, так как «русские медведи» могли перепутать наших дворян с врагом и запустить в них рогатину. )) APankova а какие конкретно Вам понравились примеры? Да, спасибо за минус)))
Nikitin
Мне очень, например, понравились примеры из жизни Пушкина (про случае детства и фрагменты выдержек мыслей его уже взрослого), которого, согласитесь, трудно обвинить в незнании и непринятии русского языка) тут уж явно не «Русское тело и Французский дух»… Автор не умоляет тот факт, что влияние европейской культуры было велико, но (!) это вопрос не силы и «захватнических способностей» культуры европейской, а скорее веяние времени… на мой взгляд) и кстати говоря, вы написали, что автор не раскрыл проблем дворянства в России, на мой взгляд последние 2- 3 главы как раз этому и посвящены)

Не воспринимайте мою оценку близко… просто мне понравилась книга и захотелось выступить в её защиту!)
APankova
Не могу с Вами согласиться, по поводу веяния времени. По сути и сейчас ничего не изменилось. Наши новые дворяне, остаются теми же «патриотами» бизнес имеют скажем в Москве или Челябинске, счета в офшорах, дети живут и учатся за границей, а жопа находится в думе, или в чиновничьем кресле))) Извините немного отвлёкся от темы)) А по книге, писательница Муравьёва на мой взгляд всё перевернула вверх тормашками. Например, спор разночинцев, где они противопоставляют образование и воспитание, как действительную и мнимую ценность. Муравьёва типа возражает им, нельзя их делить и сравнивать. Я же имею совершенно другую точку зрения, не согласен ни с разночинцами ни с самой Муравьёвой))) Воспитание это и есть самое значимое и действительное.Совершенно не понравилось последние её вирши. Дворянская семья по её мнению была островком в волнующемся океане русской жизни, который дарил её обитателям уверенность и спокойствие. И вот такое случилось, и эти островки вскоре захлестнули волны народной смуты. Эти смутьяны были неприкаянные не имеющие опоры в традиции)))) По мне так всё было с точностью наоборот. Русские крестьянские семьи как раз и чтили все традиции своих предков, в их жилах текла русская кровь. Дворянам надо было обраться к народу, и поучиться у него традициям, а эти перцы решили самого мужика поучить хорошим манерам. Дворяне Российской империи служили своему царю, а свой народ презирали. Про таких сейчас говорят они настоящие патриоты, а кто напротив, народ ставит во главу государственной системы, тех называют националистами )))
Nikitin
" Русские крестьянские семьи как раз и чтили все традиции своих предков, в их жилах текла русская кровь. Дворянам надо было обратиться к народу, и поучиться у него традициям, а эти перцы решили самого мужика поучить хорошим манерам. "
— за это 5 ть лайков.
Никто так не чтит традиции, как простой народ/он искренен изначально в душе в соотношении с природой, я не имею в виду тех, кто готов за подачку поддакивать любой власти../
Nikitin
У вас очень критический взгляд на дворянское сословие) мне трудно судить, как все было на самом деле...«не видели не знаем»… и то, что мне нравится думать об этом времени немного идеалистически… это, конечно, из за и благодаря нашим классикам) которые кстати, нисколько не умоляли заслуг народа и даже старались, так скажем быть поближе… в данной книге этому так же посвящены главы) приводится пример «народных танцев» Наташи Ростовой, и случай как князь «отобедал на заваленке»… Мне бы хотелось аппелировать Вам более, скажем обоснованно, ссылаться на четкие цитаты из книги… но я не дотягиваю до этого уровня дискуссии) к сожалению)

Но неужели Вы правда считаете дворян так уж оторванными от народа? А как же Лев Николаевич, а Алексанжры Сергеевичи (Пушкин, Грибоедов) а Ломоносов «пришедший» к дворянству?!) а как же попытки автора на протяжении всей книги показать, что воспитание не столь сильно зависит от происхождения, насколько от личных качеств и окружения человека?) а как же пример сына Честерфилда, которому и были адресованы эти самые «письма к сыну»?) ведь автор чётко даёт понять, что не смотря на своё аристократичное своё происхождения он был далёк от идеала, что лишний раз доказывает, что происхождение не является гарантией благовоспитанности и, какговорил Пушкин, «хорошего общества»!)
Nikitin
Да уж, когда эти патриоты насиловали и убивали дворянство — женщины писали в дневниках и записках, что мужья их убиты и лежат во дворах, а нас заставляют смотреть как насилуют наших дочерей. Прошли недели и мы не плачем. Мы не боимся смерти и не показываем свой страх, чем злим их еще больше. Самое страшное для нас это потерять свое достоинство, с которым нас учили принимать любой удар… Как то так они писали.
MasterBlaster
Что- то знакомое, не из Бунина ли?) Вы правы к сожалению такое было, но обратите внимание, сколько здесь гордыни, и от кого, от тех людей которые в первую очередь были виновны в предательстве перед государём. Вы посмотрите как на это отреагировала и церковь, отказалась от царя! Нечего сказать, недолго простояла никониановская сооружение, насквозь прогнила. А между тем уважаемый Master-blaster, хоть Вы и убеждены, что религия это удел отребья, а видите какие результаты можно получить, когда человек потеряет ВЕРУ. Ошибка наших дворян- это отрыв от почвенного ощущения принадлежности к своей культуре, к традициям своей страны. При больших начальных возможностях они ничего для своего отечества не делали, предпочитали тратить капиталы на развлечения и разную дурь. А посмотрите на наших бородачей старообрядцев купцов, сколько было меценатов, это они нам открыли передвижников, с Шаляпиным в придачу, а возрождения архитектуры в нео русском стиле. Один дом Игумного в Москве чего стоит. Благодаря им сколько сохранили народных ремёсел! А наши образованные господа, как попугаи, только всё оттуда тащат. Вот Пётр 1 построил Санк- Петербург, конечно прекрасный город, но Вы только представьте каким он мог быть, если с такими то затратами построить Русский город, со всеми его украшениями. Вот это было бы ещё большее чудо)) Мне обидно, когда наших детей учат скажем греческой мифологии, но при этом забывают нашу языческую. Я как- то обратил внимание, что у нас сегодня появились очень талантливые художники -славянисты. Посморишь, много из Твери, почему так? Всё просто, в Твери на всё наше огромное отечество находится одна единственная Славянская академия, понимаете о чём я? " История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков" Ключевский.
Nikitin
Очень интересная дискуссия! Захотелось читать книги на эту тему. Благодаря Вам…
Ayesha Du Kanda
Книга в целом неплохая, это я мракобес — брюзга )) Запомнилась мне фраза от Пушкина «Упал на льду не с лошади, а с лошадью» Как метко сказано о дворянах. Осталось только заменить слово лошадь на народ))
Nikitin
Я совершенно согласна с вами. Почему-то в гибели России обвиняют большевиков во главе с Лениным. Чушь. Они только подобрали то, что плохо лежало. Собственно говоря, для них все уже подготовили. Верхи не могли, низы не хотели. Да верхи и не могли, и не хотели! И царь, и его окружение (за исключением нескольких достойных людей, которым ходу не давали), и дворянство (в особенности!!) ничего, ничего, ничего не делали! Они именно как анекдоте брежневских времен раскачивали вагон, делая вид, что едут. Не хотели замечать, что страна дошла до ручки и дальше так продолжаться не может. Дворянство в основном прогнило к этому времени, обнищало, очень мало осталось богатых аристократических фамилий на рубеже 19-20 веков. Не подумайте, что у меня классовая ненависть к дворянству — иметь честь принадлежать. А вот купечество, наряду с совершеннейшей дикостью, действительно дало множество благороднейших личностей, меценатов, тех, что и вы упомянули, да. И как знать, если бы у России еще было побольше времени, возможно, купечество давало бы все больше и больше таких людей и стало бы новой «аристократией»… до следующего вырождения. Похоже, это естественный процесс.
Lana2014
Рад встретить единомышленника ))) Есть книга Крестовского «Петербургские трущобы». Для меня это путеводитель по Санкт- Петербургу" 19 века. Так вот, если бы госпожа Муравьёва её прочла, возможно не получилось бы у неё такого лубочного произведения)))
MasterBlaster
Вот как раз этого «достоинства» после тех событий, в русских людях никогда не перерождалось. Оно стало проклятым что ли… Не для тех, кто рожден был в новой идеологии, как не воспитывай и сколько не читай, а вместо него торчит кочерышка…
MasterBlaster
А что было плохого для простого человека в СССР, народ был связан общей идеей. Сегодня вообще днище, Это же надо недавно наш Патриарх высказался за возрождение Русского национального духа)) Видать совсем поплохело, раз к русскому национализму взывать начал. Это в истории мы уже не раз проходили…
Nikitin
Плохое и хорошее было и будет всегда. Вопрос как к нему относится. Коммунизм решил это просто — давал народу героев. На них равнялись, считали личностью. Прошло время, герои оказались мыльным пузырем. А личности на них и в условиях системы, которой не существует, уже воспитались и выросли. Как им быть, если внутри все стало чуждым, ненужным, лишним? А заменить это нечем. Брать плакат «за сталина» и с хриплым воплем бежать за страной которая скрылась за горизонт? Есть и такие. А есть кто начал воровать. Брать «своё». Сработало нутро, то место где торчит кочерышка. Его так воспитали. Знать, что все принадлежит ему. Поводок лопнул. И он начал грызть, убивать, брать. А те не брали, те давали.
MasterBlaster
Один дед /в детстве/ глядя на нас пацанов играющих в войнушку сказал: Не ребятки мы не «За Сталина » кричали
А что вы кричали спросил я
Ответ" а матерились- трех этажно..., бежали и орали…
По жизни, я, еще раза два такое слышал
Об этом стараются не говорить ..., а за Сталина-это по телеку, для народных масс…
MasterBlaster
Почему герои оказались мыльным пузырем? Николай Островский? Не буду перечислять остальных, но, по-моему, вы слишком категоричны.
— всё не так — хорошая дворянская жизнь только держалась на штыках и власти. Убери штыки и дворян повесят в любой стране.
nemo7
Ну да, придворных мы не любим, и есть за что…
Мне книга понравилась. Мы не можем никак дать оценку дворянству — ни хорошую, ни плохую, т.к. этого сословия давно не существует. Нет среди нас дворян. Нет и людей, воститаных в их духе. Некому нас воспитывать. Книга дает нам информацию о том, о чём мы не задумываемся ежедневно, но с отсутствием чего мы ежедневно сталкиваемся в нашей повседневности. У нас другие сегодня нормы. Однако же интересно пополнить свои знания об истории. Не только о войнах, победах, поражениях, перемене границ, но и об обычной повседневности. Кому не нравится — так зачем же слушать? Найди другую книгу и наслаждайся!). Слушать лучше на +10%.
Через 100+ лет после падения РИ встретил в жизни типичный образчик: сплав религиозности и фатализма
Прямой эфир скрыть
Ainur6582 12 минут назад
Действительно, психоделика… ничего непонятно(
Игорь Демидов 14 минут назад
Приятного прослушивания)
Elena 23 минуты назад
В нем было некое юродство, на грани лезвия ножа.То нищита, то благородство, как будто кнопку кто нажал.Скупой...
Всего 1 том и 13 глав?
Римма Макарова 49 минут назад
Прекрасный язык автора передает замечательную и трогательную историю жизни брата и сестры, оставшихся сиротами....
Ужас ужасный.
olmihe 1 час назад
Абсолютно. Это вроде как чай с молоком или без? Ибо в данном фрагменте все. Сделка без пафоса и прочего. А вообще у...
Марина Рябенко 1 час назад
Слушаю периодически в непростые для меня моменты жизни. Очень помогает обрести душевное равновесие, укрепить слабую...
Samanta 1 час назад
Замечательный рецепт выздоровления для людей уставшим от рутины городской жизни. Интересная, красиво написанная, и...
Alexandr Lucky 2 часа назад
Озвучка, прям пятёрка. Рассказ понравился, действительно не избито. Может попробовать написать сценарий ?)
Remedios La Bella 2 часа назад
Так что нет у вас методов против Кости Сапрыкина!
Яна Полякова 2 часа назад
Спасибо Виктор, вам творческих успехов!
Hello Mikho 2 часа назад
К сожалею это так, однако можно спросить у самого автора лично насчет первого мира и загадок оставшихся в нем. И...
Какое интеллегентное, грамотное прочтение! Достойное великого русского писателя! Получила истинное удовольствие и от...
violina_61 2 часа назад
Даааа, есть в этой философии зерно. Вывод: Дьявола не перехитрить. Лучше сразу не связываться… А совесть… Да. Важный...
Такое количество орфоэпических ошибок! Не смогла слушать в этом прочтении.
Dre 2 часа назад
Хм. Вроде ничего такого не добавлял. Кроме системы и уровня. И то постарался сровнять их с основной веткой звука....
Nure Sardarian 2 часа назад
Очень неоднозначное восприятие романа. Хотелось и продолжать слушать, и выключить. Атмосфера в целом какая-то...
Nikolay Komarov 2 часа назад
Простите, я не со зла. Тот эпизод уже не помню… Буду добрее в комментариях.
Чудесный роман!!! Почему я его раньше не прочитала… Наверное всему свое время…
Эфир